Литературное чтение

Тема: Русская народная сказка « Про Ленивую и Радивую»
Цели:
·        формировать представления учащихся о качестве характера человека средствами художественного слова;
·        формировать литературные представления учащихся об особенностях сказки, наблюдать за сказочными элементами построения;
·        формировать умение читать по-русски с соблюдением фонетико-орфоэпических норм русского языка;
·        формировать читательские умения прогнозировать перед чтением по заголовку и иллюстрациям жанр произведения.
·        обогащать лексику учащихся словами – носителями характеристики героя, словами на тему «Черты  характера»

Ход урока.
      I.            Организационный  момент.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре –
Смело, чётко говорим
И тихохонько сидим.

   II.            Пятиминутка чтения.
Чтение «коллективок» в парах.(1-2минуты)
( отрывок из сказки Братьев Гримм « Домовята»)
Отрывок: У одного сапожника дела шли так плохо, что однажды в его мастерской не осталось ничего, кроме куска кожи, которого хватало лишь на одну пару сапог.
Скроил он эту пару сапог вечером, сшить решил утром и лег спать. Проснулся сапожник утром, собрался взяться за работу, глядь - что за диво? Сапоги стоят на столе уже сшитые, да так хорошо, и аккуратно, что -любо- дорого поглядеть
Продал сапожник сапоги. А покупатель, богатый горожанин, когда увидел , как хорошо сшиты сапоги, заплатил за них столь, что сапожник смог купить кожи на две пары сапог.

III.            Опрос работы в парах
-Кто прочитал без ошибок?
Индивидуальное чтение .
-Ребята , какие ошибки допущены при чтении?
- Найдите в отрывке: 1 вариант- имена существительные; 2 вариант- глаголы.
- Ребята, какая это сказка авторская или народная?
(Литературная, авторская. Автор: Братья Гримм)
- Как называется сказка, которую готовили дома?

IV.            Опрос домашнего задания.
- Выразительное чтение стихотворения « Маргаритки»
- Какими цветами был усажал двор возле дома?

   V.            Подготовка к восприятию.
Учитель: Ребята, в сказках всегда добро соперничает со злом, храбрость с трусостью, правда с ложью, трудолюбие с ленью. Сегодня у нас сказка, которая так и называется « Про Ленивую и Радивую».

VI.            Работа со сказкой.
- Ребята, кто автор сказки?
(народ)
-Значит, какая это сказка?
( русская народная)

VII.            Первичное восприятие сказки. Чтение сказки учителем.
-Понравилась вам сказка?
-Кто особенно больше всего понравился?
-Почему?
Прочитайте еще раз название сказки
-Уже в самом названии есть для нас непонятное слово- радивая.
Запишем это слово к себе в словарь с пояснением.
-Какие это слова по значению?
(противоположные)
- С какой буквы написаны эти слова в названии сказки?
( с большой)
- Почему?
( Это имена девочек . Имена девочкам дал народ за их отношение к делу к труду.)
- Какая из девочек была награждена стариком?
- А что случилось с Ленивой девочкой?
( Она была наказана)
- Что является в этой сказке волшебным?
( молоко)
- Что сказочного в этой сказке?
( козы говорят человеческим голосом, происходят волшебные, превращения)


VIII.            ФИЗМИНУТКА.
- Наша минутка отдыха сегодня будет тоже про трудолюбивую белочку
( Повторяем два раза)
Физзарядкой белочке не лень
Заниматься целый день
С одной ветки, прыгнув влево, ( прыжки влево)
На сучке она присела (присели)
Вправо прыгнула потом. ( прыжки вправо)
Покружилась над дуплом. (кружимся)
Влево- вправо целый день(прыжки влево- вправо)
Прыгать белочке не лень

IX.            Работа с текстом.
А) Чтение текста детьми по цепочке. Лексическая работа. ( выбор слов с последующим их объяснением) Слова: спесивая, душегрея, скатный.
- Какие слова и выражения говорят о том, что сказку написал народ. Выделите особенности речи.
(меньшая, дужка, обронила, прибрано, трудница-работница, подойник, сперва, хлев, матушки, шасть, девица, изба, глядят, отороченная,)
- Выберите правильный тон для прочтения сказки. Каков он у старика, и
девочек.
( У старика- ласковый спокойный, поощряющий в общении с Радивой девочкой . С Ленивой- строгий , осуждающий. Ленивая девочка говорит зло , обидчиво. Радивая- спокойно , ласково)
- Разделите текст на части. Озаглавьте каждую часть.
1. Две дочери.
2.Радивая в доме старика.
3.Ленивая в доме старика.
   X.            ФИЗМИНУТКА.
- Наша минутка отдыха сегодня будет тоже про трудолюбивую белочку
( Повторяем два раза)
Физзарядкой белочке не лень
Заниматься целый день
С одной ветки, прыгнув влево, ( прыжки влево)
На сучке она присела (присели)
Вправо прыгнула потом. ( прыжки вправо)
Покружилась над дуплом. (кружимся)
Влево- вправо целый день(прыжки влево- вправо)
Прыгать белочке не лень

XI.            Закрепление.
- На какую сказку похожа эта сказка?
( В.Ф. Одоевский « Мороз Иванович»)
-Какую пословицу можно подобрать к этой сказке?
( Варианты ответов детей. Пословица: По труду - и честь!)
- Какие элементы отсутствуют в этой сказке?
( нет присказки и концовки)
XII.            Домашнее задание: подготовить выразительное чтение сказки

                                                                                                                                  
Тема: Сергей Михалков «Фома»
Цель:
 v формировать представления учащихся о качестве характера человека средствами художественного слова;
 v формировать умение читать по-русски с соблюдением фонетико-орфоэпических норм русского языка, интонационные умения выразительного чтения;
 v формировать читательские умения характеризовать героя по его поведению, давать оценку поступкам героя;
 v находить в тексте начало и конец отрывка;
 v обогащать лексику учащихся словами – носителями характеристики героя.
Оборудование: учебник 2 класса «Литературное чтение», портрет автора, карточки со словами, иллюстрации.
Ход урока
                              I.            Организационный момент
-Прозвенел звонок. Начинается урок.
-Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь  и пожелайте друг другу удачи на уроке.
                          II.            Пятиминутное чтение
-Открываем, ребята, свои книги и читаем пять минут
                       III.            Проверка домашнего задания
-Давайте вспомним, с какими произведениями мы познакомились на прошлом уроке? Кто автор?
                       IV.            Сообщение темы урока
- Мы с вами дальше продолжаем знакомится с произведениями нашего раздела « Все начинается с детство»
- И прежде чем начать новую тему, послушайте отрывок стихотворения
В лесу стояла ёлочка –
Зелёненькая ёлочка, смолистая,
Здоровая, полутораметровая.
- Как вы думаете, кто автор? А может слышали?
- Мы с этим автором уже знакомы, читали стихотворение «Наши дела», найдите и посмотрите, кто же автор?
- Правильно, Сергей Михалков. А вот с каким произведением, прочитайте сами.
- Стихотворение , с которым мы сегодня познакомимся называется  «Фома»
Я предлагаю вам  при помощи ключевых слов  догадаться  о чём может быть стихотворение с таким названием
Ключевые слова:
Дом, упрямый Фома, не верил, дождь, босиком, мороз, в трусах, зоопарк, не слон, сон, Африка, река Конго, купаться,  нельзя, аллигатор, неправда.
Словарная работа.
Упрямый - человек, который в общении с другими людьми постоянно спорит с ними, поступает по своему, настаивает на своей правоте.
Переулок -  Небольшая, обычно узкая улица, соединяющая две другие, параллельные улицы.
Конго – река в Центральной Африке
Африка – самый жаркий материк на Земле
Аллигатор – крокодил
Пионерский отряд – группа мальчиков и девочек, объединённых общими интересами.
как жас улан
                          V.            Чтение стихотворение «Фома».
- Я вам сейчас прочитаю стихотворение, а вы его послушайте и подумайте, какая главная черта характера Фомы?
Ромашка с вопросами
Перед вами волшебная ромашка, на которой записаны вопросы.
Простой: - Кто главный герой и что вас удивило в этом стихотворении?
Объясняющий: - Почему С. Михалков написал такое стихотворение? Уточняющий: Верно ли утверждение, что Фома был упрямым? Докажите.
Оценочный: - Как вы относитесь к главному герою? Почему?
Практический:- Приятно ли общаться с таким человеком? Почему?
Творческий: Хотели бы вы иметь такого друга? Почему?

                       VI.            Физкультминутка ( музыкальная)

-А сейчас прочитайте это стихотворение «Фома», самостоятельно и найдете слова, которые вам не понятны.
- И так, скажите, какие вам слова встретились, мы сейчас все вместе их разберем.
- Найдите и прочитайте отрывок, в котором преувеличены события.
- Выберите отрывок и прочитайте его самостоятельно.
                   VII.            Итог урока
- В каком разделе мы с вами работаем?
- С каким произведением мы сегодня познакомились?
-Кто автор?
-Какие качества описываются ?

                VIII.            Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение стихотворения «Фома»

                                                                                                                                 
Тема: С. Маршак « Ежели вы вежливы»; В. Осеева « Просто старушка»
Цели:
·        Формирование представления учащихся о поступках вежливого человека средствами художественного слова;
·        Формировать умение читать по-русски соблюдением фонематико-орфоэпических норм русского языка, интонационные умения разительного чтения;
·        Овладевать умением читать по ролям;
·        Формировать читательские умения находить  тексте начало и конец отрывка, который проиллюстрирован;
·        Иллюстрировать содержание произведения ( словесное рисование);
·        Высказывать оценочные суждения и личностное отношение к героям;
·        Формировать литературно-творческие умения учащихся.
Формы организации работы детей:
Индивидуальная, групповая, фронтальная, работа в парах
Формы организации работы учителя:
Обучающе-образовательная, психологическая, развивающая

Ход урока.

   1.     Организационный момент. 
Всем, всем – добрый день!
Прочь с дороги, злая лень!
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться!
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Все расселись по местам,
Никому не тесно,
По секрету скажем вам:
«Будет интересно!»

Учитель: На уроке наши глаза внимательно смотрят
                 И всё……. (видят)
                 Уши внимательно слушают   
                 И всё……(слышат)
                 Голова хорошо……(работает)

   2.     Дыхательная гимнастика.
           Вдох через нос – выдох через нос;
      Вдох через нос – выдох через нос; (частями)
      Вдох через рот – выдох через рот;
      Вдох через рот  – выдох через рот; (частями)

   3.     Речевая  разминка. 
 Прочитайте гласные  И  А  У  Э  Ы  О
·                Произнесите их на одном дыхании. Попробуем произнести на одном дыхании две строчки подряд.
·                Прочитайте эти гласные так, как будто вы очень устали и кое-как идёте,
·                А теперь так, как будто вы скачете в припрыжку.
 Добавим слог.Прочитайте его (БИПТ).
·                Прочитаем этот слог, добавляя гласные (бипти, бипта, бипту ит.д)
·                Прочитаем слоги с ласковой, нежной интонацией, ставя ударение на последнем гласном.
·                Прочитаем так, как будто вы очень рассердились, ставя ударение на первом гласном.

4.     Пятиминутное чтение
-Открываем свои книги и читаем пять минут

-Найди спрятанные слово: 
 Смлывкжешыдлыыневежаыпжыпыле  (невежа)
Чваыдваневеждадегыуеыжущшкеннеу (невежда)

-Правильно. А кто знает чем отличаются эти слова? Кого мы называем невежей, а кого невеждой?
    Невежа-  Грубый, невоспитанный человек
    Невежда- малообразованный человек, но обычно желающий научиться всему.
      - Верно. А какое из этих двух слов будет близким по значению слову вежливость?
До 16 века в русском языке широко употреблялось слово «Вежа». И раньше два эти слова были синонимами. Вежа – это человек, который знает как себя вести в обществе. Отсюда и вежество. Вежество –качество ценное и обязательное, поэтому учили вежеству в школах на ряду с другими предметами. Позднее вежество превратилось в вежливость.
Не путайте эти слова. Они несут абсолютно разное значение.

Посмотрите, какая скороговорка у меня получилась.

   5.     Работа со скороговоркой. 
Невежа - не невежда,
Невежда – не невежа.
               
Чтение про себя, вслух, по рядам с увеличением темпа. Работа в парах, какая пара  быстрее и   дружнее расскажет скороговорку.
 Хорошо.  Вежливость – это то качество, которое важно для всех людей. И помогают нам быть вежливыми литературные произведения.

    6.     Работа над произведением С. Маршака «Ежели вы вежливы».
 Перед каждым  ребёнком на парте лежит текст этого произведения.
·                Чтение «Буксир» (Начинает читать учитель, дети стараются следить за темпом чтения. В определённый момент учитель начинает читать про себя. Дети продолжают следить за чтением. Затем учитель снова начинает читать вслух. Ребята, которые сумели «поймать» темп чтения, встретятся с учителем на одном слове.)  
- Кому удалось встретиться со мной на одном слове? Молодцы. До конца произведение читаем вслух «жужжащим» чтением.

·                «Бросок- засечка» (Исходное положение – руки на коленях, спина ровная. Следить за текстом ребёнок должен только глазами. При слове «бросок» дети начинают читать про себя. При слове «засечка» - дети поднимают головы, отрывают глаза от текста и некоторое время отдыхают. Затем снова при слове «бросок» ребята начинают читать. Они должны постараться как можно быстрее найти то слово, на котором остановились. И так несколько раз.
 - Кто сразу же находил то слово, на котором остановился? А кому для этого нужно было начать читать весь текст сначала?
- Скажите, какого человека автор называет вежливым?

7.            Физминутка

8.            Работа над произведением В. Осеева «Просто старушка»
- Ребята, когда-то, очень давно, когда я еще была совсем маленькой девочкой, в одной книге мне повстречалось слово " великодушие ". Тогда я совсем не поняла его смысла. Шло время......... (По ходу рассказа показываю на доске словосочетания, прочитывая их. ) Позже я узнала, что великодушие – это великая душа, это и большая душа, это и широкая душа. Узнать то я узнала, но до сих пор не могу понять, что же означает слово "великодушие ", да и все другие слова. Объясните мне, пожалуйста.
( Все эти слова говорят о доброте людей). Молодцы! Спасибо!
- Ребята, а как вы думаете, доброта зависит от роста, от того, взрослый ли человек, или еще совсем ребенок?
- Дети, а как вы думаете, какое качество, черта характера человека в нашей жизни сейчас, да и во все времена, является самой главной? ( Доброта)
- Молодцы! Сегодня мы с вами познакомимся еще с одним рассказом Валентины Осеевой о великодушии, о доброте человеческой.
- Прочитайте самостоятельно название рассказа. ( " Просто старушка " )
Ребята, а как вы думаете, о ком пойдет речь в рассказе? ( О старушке. )
9.            Первичное восприятие текста с предварительным заданием
-Ребята, прочитайте слова, данные на доске((указкой показываю, какие именно слова нужно прочитать). Уважение, зависть, доброта, злоба.)
- Сейчас я вам прочитаю текст, вы внимательно послушайте, подумайте, а потом ответите на следующий вопрос : какие из данных слов подходят к тексту?
-Ребята, какие же слова подходят к рассказу?
- А почему вы так решили? Докажите.?
10.       Самостоятельное чтение произведения
( Дети читают текст самостоятельно. )
- Ребята, глазками прочитайте рассказ самостоятельно, чтобы смогли ответить на мои вопросы.
11.       Вторичное восприятие текста с предварительным заданием
- Ребята, мы сейчас еще раз прочитаем текст, а вы подумайте и скажите : быстро ли мальчик пришел на помощь старушке, или ему нужно было время для раздумывания?
( Текст читают "цепочкой, по предложению" хорошо читающие дети. )
12.           Работа по содержанию текста:
Вопросы учителя.
- Ребята, быстро ли мальчик пришел на помощь старушке, или он раздумывал?
- Докажите! Найдите в тексте слова, которые подтверждают, что мальчик не раздумывал.
- Ребята, а что означает слово " бросился" ? Как вы его понимаете?
- Ребята, а как вы думаете, чему удивилась девочка?
- А старушка кем-то приходилась мальчику : тетей, мамой, бабушкой?
- Так, чему же удивилась девочка?

- Ребята, посмотрите на иллюстрацию в учебнике.
Найдите отрывок из текста, который подходит к картинке.
- Назовите героев рассказа.
- На доске написаны слова (показываю их, читаю), опишите героев рассказа, используя эти слова.
- А почему слова вы распределили именно таким образом? Докажите.
- А сами вы можете добавить еще какие-то слова для описания героев?

13.           Подготовка к выразительному чтению
Вопросы учителя.
- Ребята, найдите в тексте диалог детей.
- Ребята, если бы мы сейчас были в театре и решили поставить спектакль по этому отрывку, сколько бы героев нам понадобилось?
- А кто из героев нам был бы необходим?
- А автор?
- Но, сейчас я попрошу вас прочитать этот отрывок по ролям. Сколько героев – детей нам нужны?
- Почему?
- Как, с какой интонацией мы будем читать за мальчика?
- Почему торопливо?
- Как, с какой интонацией будем читать за девочку?
- А почему именно так?

14.           Выразительное чтение диалога " по ролям ":

( Ребята читают группами по три человека. Количество прочитавших зависит от того, сколько времени остается до окончания урока.)
- Молодцы! Хорошо у вас получилось!

15.           Работа с пословицами
- Дети, прочитайте пословицы, данные на доске. ( " Минута час бережет", " Жизнь дана на добрые дела", " Куда ни придет, ссору заведет" )
- Как вы думаете, какая из пословиц подходит к рассказу? ( " Жизнь дана на добрые дела")
- Почему? Докажите. ( В жизни всем нам нужно делать добрые дела, тогда и жизнь будет лучше, и люди добрее.)
16.           Подведение итогов урока :
Итак, с каким рассказом и стихотворением мы сегодня познакомились
- О чем они?
- Какими нам с вами нужно быть?
- А как все эти качества можно назвать одним словом?
17.           Домашнее задание:
- Молодцы! Вы очень хорошо поработали сегодня на уроке. А теперь откроем дневники, запишем домашнее задание. ( Дети самостоятельно с доски списывают домашнее задание, после чего учитель поясняет, что и как нужно сделать.)
Прочитать рассказ В. Овсеевой «Просто старушка» и подготовиться к разыгрыванию по ролям ситуации из рассказа

Комментариев нет:

Отправить комментарий