Тема: “Русская народная сказка « Про Ленивую и Радивую»”
Цели:
·
формировать представления учащихся о качестве характера человека
средствами художественного слова;
·
формировать литературные представления учащихся об особенностях
сказки, наблюдать за сказочными элементами построения;
·
формировать умение читать по-русски с соблюдением
фонетико-орфоэпических норм русского языка;
·
формировать читательские умения прогнозировать перед чтением по
заголовку и иллюстрациям жанр произведения.
·
обогащать лексику учащихся словами – носителями характеристики
героя, словами на тему «Черты характера»
Ход
урока.
I.
Организационный момент.
Каждый день – всегда,
везде,
На занятиях, в игре –
Смело, чётко говорим
И тихохонько сидим.
На занятиях, в игре –
Смело, чётко говорим
И тихохонько сидим.
II.
Пятиминутка чтения.
Чтение «коллективок» в
парах.(1-2минуты)
( отрывок из сказки
Братьев Гримм « Домовята»)
Отрывок: У одного
сапожника дела шли так плохо, что однажды в его мастерской не осталось ничего,
кроме куска кожи, которого хватало лишь на одну пару сапог.
Скроил он эту пару сапог
вечером, сшить решил утром и лег спать. Проснулся сапожник утром, собрался
взяться за работу, глядь - что за диво? Сапоги стоят на столе уже сшитые, да
так хорошо, и аккуратно, что -любо- дорого поглядеть
Продал сапожник сапоги. А
покупатель, богатый горожанин, когда увидел , как хорошо сшиты сапоги, заплатил
за них столь, что сапожник смог купить кожи на две пары сапог.
III.
Опрос работы в парах
-Кто прочитал без ошибок?
Индивидуальное чтение .
-Ребята , какие ошибки
допущены при чтении?
- Найдите в отрывке: 1
вариант- имена существительные; 2 вариант- глаголы.
- Ребята, какая это
сказка авторская или народная?
(Литературная, авторская.
Автор: Братья Гримм)
- Как называется сказка,
которую готовили дома?
IV.
Опрос домашнего задания.
- Выразительное чтение
стихотворения « Маргаритки»
- Какими цветами был
усажал двор возле дома?
V.
Подготовка к восприятию.
Учитель: Ребята, в
сказках всегда добро соперничает со злом, храбрость с трусостью, правда с
ложью, трудолюбие с ленью. Сегодня у нас сказка, которая так и называется « Про
Ленивую и Радивую».
VI.
Работа со сказкой.
- Ребята, кто автор
сказки?
(народ)
-Значит, какая это
сказка?
( русская народная)
VII.
Первичное восприятие сказки. Чтение сказки учителем.
-Понравилась вам сказка?
-Кто особенно больше
всего понравился?
-Почему?
Прочитайте еще раз
название сказки
-Уже в самом названии
есть для нас непонятное слово- радивая.
Запишем это слово к себе
в словарь с пояснением.
-Какие это слова по
значению?
(противоположные)
- С какой буквы написаны
эти слова в названии сказки?
( с большой)
- Почему?
( Это имена девочек .
Имена девочкам дал народ за их отношение к делу к труду.)
- Какая из девочек была
награждена стариком?
- А что случилось с
Ленивой девочкой?
( Она была наказана)
- Что является в этой
сказке волшебным?
( молоко)
- Что сказочного в этой
сказке?
( козы говорят
человеческим голосом, происходят волшебные, превращения)
VIII.
ФИЗМИНУТКА.
- Наша минутка отдыха
сегодня будет тоже про трудолюбивую белочку
( Повторяем два раза)
Физзарядкой белочке не
лень
Заниматься целый день
С одной ветки, прыгнув
влево, ( прыжки влево)
На сучке она присела
(присели)
Вправо прыгнула потом. (
прыжки вправо)
Покружилась над дуплом.
(кружимся)
Влево- вправо целый
день(прыжки влево- вправо)
Прыгать белочке не лень
IX.
Работа с текстом.
А) Чтение текста детьми
по цепочке. Лексическая работа. ( выбор слов с последующим их объяснением)
Слова: спесивая, душегрея, скатный.
- Какие слова и выражения
говорят о том, что сказку написал народ. Выделите особенности речи.
(меньшая, дужка,
обронила, прибрано, трудница-работница, подойник, сперва, хлев, матушки, шасть,
девица, изба, глядят, отороченная,)
- Выберите правильный тон
для прочтения сказки. Каков он у старика, и
девочек.
( У старика- ласковый
спокойный, поощряющий в общении с Радивой девочкой . С Ленивой- строгий ,
осуждающий. Ленивая девочка говорит зло , обидчиво. Радивая- спокойно ,
ласково)
- Разделите текст на
части. Озаглавьте каждую часть.
1. Две дочери.
2.Радивая в доме старика.
3.Ленивая в доме старика.
X.
ФИЗМИНУТКА.
- Наша минутка отдыха
сегодня будет тоже про трудолюбивую белочку
( Повторяем два раза)
Физзарядкой белочке не
лень
Заниматься целый день
С одной ветки, прыгнув
влево, ( прыжки влево)
На сучке она присела
(присели)
Вправо прыгнула потом. (
прыжки вправо)
Покружилась над дуплом.
(кружимся)
Влево- вправо целый
день(прыжки влево- вправо)
Прыгать белочке не лень
XI.
Закрепление.
- На какую сказку похожа
эта сказка?
( В.Ф. Одоевский « Мороз
Иванович»)
-Какую пословицу можно
подобрать к этой сказке?
( Варианты ответов детей.
Пословица: По труду - и честь!)
- Какие элементы
отсутствуют в этой сказке?
( нет присказки и
концовки)
XII.
Домашнее задание: подготовить выразительное чтение сказки
Тема:
Сергей Михалков «Фома»
Цель:
v формировать
представления учащихся о качестве характера человека средствами художественного
слова;
v формировать
умение читать по-русски с соблюдением фонетико-орфоэпических норм русского
языка, интонационные умения выразительного чтения;
v формировать
читательские умения характеризовать героя по его поведению, давать оценку
поступкам героя;
v находить
в тексте начало и конец отрывка;
v обогащать
лексику учащихся словами – носителями характеристики героя.
Оборудование:
учебник 2 класса «Литературное чтение», портрет автора, карточки со словами,
иллюстрации.
Ход урока
I.
Организационный
момент
-Прозвенел звонок. Начинается урок.
-Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи на уроке.
II.
Пятиминутное
чтение
-Открываем, ребята, свои книги и читаем пять минут
III.
Проверка
домашнего задания
-Давайте вспомним, с какими произведениями мы
познакомились на прошлом уроке? Кто автор?
IV.
Сообщение
темы урока
- Мы с вами дальше продолжаем знакомится с
произведениями нашего раздела « Все начинается с детство»
- И прежде чем
начать новую тему, послушайте отрывок стихотворения
В
лесу стояла ёлочка –
Зелёненькая
ёлочка, смолистая,
Здоровая,
полутораметровая.
- Как вы думаете, кто автор? А может слышали?
- Мы с этим автором уже знакомы, читали
стихотворение «Наши дела», найдите и посмотрите, кто же автор?
- Правильно, Сергей Михалков. А вот с каким
произведением, прочитайте сами.
- Стихотворение , с которым мы сегодня познакомимся
называется «Фома»
Я предлагаю вам
при помощи ключевых слов
догадаться о чём может быть
стихотворение с таким названием
Ключевые слова:
Дом,
упрямый Фома, не верил, дождь, босиком, мороз, в трусах, зоопарк, не слон, сон,
Африка, река Конго, купаться, нельзя,
аллигатор, неправда.
Словарная
работа.
Упрямый - человек, который в общении с
другими людьми постоянно спорит с ними, поступает по своему, настаивает на
своей правоте.
Переулок -
Небольшая, обычно узкая улица, соединяющая две другие, параллельные
улицы.
Конго – река в Центральной Африке
Африка – самый жаркий материк на Земле
Аллигатор – крокодил
Пионерский отряд – группа мальчиков и девочек,
объединённых общими интересами.
как жас улан
V.
Чтение
стихотворение «Фома».
- Я вам сейчас прочитаю стихотворение, а вы его
послушайте и подумайте, какая главная черта характера Фомы?
Ромашка
с вопросами
Перед вами волшебная ромашка, на которой записаны
вопросы.
Простой:
- Кто главный герой и что вас удивило в этом стихотворении?
Объясняющий:
- Почему С. Михалков написал такое стихотворение? Уточняющий: Верно ли утверждение, что Фома был упрямым? Докажите.
Оценочный:
- Как вы относитесь к главному герою? Почему?
Практический:-
Приятно ли общаться с таким человеком? Почему?
Творческий:
Хотели бы вы иметь такого друга? Почему?
VI.
Физкультминутка
( музыкальная)
-А сейчас прочитайте это стихотворение «Фома»,
самостоятельно и найдете слова, которые вам не понятны.
- И так, скажите, какие вам слова встретились, мы
сейчас все вместе их разберем.
- Найдите и прочитайте отрывок, в котором
преувеличены события.
- Выберите отрывок и прочитайте его самостоятельно.
VII.
Итог
урока
- В каком разделе мы с вами работаем?
- С каким произведением мы сегодня познакомились?
-Кто автор?
-Какие качества описываются ?
VIII.
Домашнее
задание
Подготовить
выразительное чтение стихотворения «Фома»
Тема: С. Маршак « Ежели
вы вежливы»; В. Осеева « Просто старушка»
Цели:
·
Формирование представления учащихся о
поступках вежливого человека средствами художественного слова;
·
Формировать умение читать по-русски
соблюдением фонематико-орфоэпических норм русского языка, интонационные умения
разительного чтения;
·
Овладевать умением читать по ролям;
·
Формировать читательские умения
находить тексте начало и конец отрывка,
который проиллюстрирован;
·
Иллюстрировать содержание произведения (
словесное рисование);
·
Высказывать оценочные суждения и
личностное отношение к героям;
·
Формировать литературно-творческие умения
учащихся.
Формы организации работы детей:
Индивидуальная, групповая, фронтальная, работа в парах
Формы организации работы учителя:
Обучающе-образовательная, психологическая, развивающая
Ход урока.
1.
Организационный момент.
Всем, всем – добрый день!
Прочь с дороги, злая лень!
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться!
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Все расселись по местам,
Никому не тесно,
По секрету скажем вам:
«Будет интересно!»
Учитель: На уроке наши глаза внимательно смотрят
И всё……. (видят)
Уши внимательно слушают
И всё……(слышат)
Голова хорошо……(работает)
2.
Дыхательная гимнастика.
Вдох через нос
– выдох через нос;
Вдох через нос – выдох через нос; (частями)
Вдох через рот – выдох через рот;
Вдох через рот – выдох через рот;
(частями)
3.
Речевая разминка.
Прочитайте
гласные И А У Э Ы О
·
Произнесите их на одном дыхании. Попробуем
произнести на одном дыхании две строчки подряд.
·
Прочитайте эти гласные так, как будто вы
очень устали и кое-как идёте,
·
А теперь так, как будто вы скачете в
припрыжку.
Добавим слог.Прочитайте его (БИПТ).
·
Прочитаем этот слог, добавляя гласные
(бипти, бипта, бипту ит.д)
·
Прочитаем слоги с ласковой, нежной
интонацией, ставя ударение на последнем гласном.
·
Прочитаем так, как будто вы очень
рассердились, ставя ударение на первом гласном.
4.
Пятиминутное чтение
-Открываем свои книги и читаем пять минут
-Найди спрятанные слово:
Смлывкжешыдлыыневежаыпжыпыле (невежа)
Чваыдваневеждадегыуеыжущшкеннеу (невежда)
-Правильно. А кто знает чем отличаются эти слова? Кого мы называем невежей,
а кого невеждой?
Невежа- Грубый,
невоспитанный человек
Невежда- малообразованный
человек, но обычно желающий научиться всему.
- Верно. А какое из этих двух слов будет
близким по значению слову вежливость?
До 16 века в русском языке широко употреблялось слово «Вежа». И раньше два
эти слова были синонимами. Вежа – это человек, который знает как себя вести в
обществе. Отсюда и вежество. Вежество –качество ценное и обязательное, поэтому
учили вежеству в школах на ряду с другими предметами. Позднее вежество
превратилось в вежливость.
Не путайте эти слова. Они несут абсолютно разное значение.
Посмотрите, какая скороговорка у меня получилась.
Невежа - не невежда,
Невежда – не невежа.
Чтение про себя, вслух, по рядам с
увеличением темпа. Работа в парах, какая пара быстрее и дружнее
расскажет скороговорку.
Хорошо. Вежливость – это то качество, которое важно для всех
людей. И помогают нам быть вежливыми литературные произведения.
6.
Работа над произведением С. Маршака «Ежели
вы вежливы».
Перед каждым ребёнком на парте лежит текст этого произведения.
·
Чтение «Буксир» (Начинает читать учитель,
дети стараются следить за темпом чтения. В определённый момент учитель начинает
читать про себя. Дети продолжают следить за чтением. Затем учитель снова
начинает читать вслух. Ребята, которые сумели «поймать» темп чтения, встретятся
с учителем на одном слове.)
- Кому удалось встретиться со мной на одном слове? Молодцы. До конца
произведение читаем вслух «жужжащим» чтением.
·
«Бросок- засечка» (Исходное положение –
руки на коленях, спина ровная. Следить за текстом ребёнок должен только
глазами. При слове «бросок» дети начинают читать про себя. При слове «засечка»
- дети поднимают головы, отрывают глаза от текста и некоторое время отдыхают.
Затем снова при слове «бросок» ребята начинают читать. Они должны постараться
как можно быстрее найти то слово, на котором остановились. И так несколько раз.
- Кто сразу же находил то слово, на котором остановился? А кому для
этого нужно было начать читать весь текст сначала?
- Скажите, какого человека автор называет вежливым?
7.
Физминутка
8.
Работа над произведением В. Осеева «Просто старушка»
- Ребята, когда-то, очень давно, когда я еще была совсем маленькой
девочкой, в одной книге мне повстречалось слово " великодушие ".
Тогда я совсем не поняла его смысла. Шло время......... (По ходу рассказа
показываю на доске словосочетания, прочитывая их. ) Позже я узнала, что
великодушие – это великая душа, это и большая душа, это и широкая душа. Узнать
то я узнала, но до сих пор не могу понять, что же означает слово
"великодушие ", да и все другие слова. Объясните мне, пожалуйста.
( Все эти слова говорят о доброте людей). Молодцы! Спасибо!
- Ребята, а как вы думаете, доброта зависит от роста, от того, взрослый ли человек, или еще совсем ребенок?
- Дети, а как вы думаете, какое качество, черта характера человека в нашей жизни сейчас, да и во все времена, является самой главной? ( Доброта)
- Молодцы! Сегодня мы с вами познакомимся еще с одним рассказом Валентины Осеевой о великодушии, о доброте человеческой.
- Прочитайте самостоятельно название рассказа. ( " Просто старушка " )
Ребята, а как вы думаете, о ком пойдет речь в рассказе? ( О старушке. )
- Ребята, а как вы думаете, доброта зависит от роста, от того, взрослый ли человек, или еще совсем ребенок?
- Дети, а как вы думаете, какое качество, черта характера человека в нашей жизни сейчас, да и во все времена, является самой главной? ( Доброта)
- Молодцы! Сегодня мы с вами познакомимся еще с одним рассказом Валентины Осеевой о великодушии, о доброте человеческой.
- Прочитайте самостоятельно название рассказа. ( " Просто старушка " )
Ребята, а как вы думаете, о ком пойдет речь в рассказе? ( О старушке. )
9.
Первичное восприятие текста с
предварительным заданием
-Ребята, прочитайте слова, данные на доске((указкой
показываю, какие именно слова нужно прочитать). Уважение, зависть, доброта,
злоба.)
- Сейчас я вам прочитаю текст, вы внимательно послушайте, подумайте, а потом ответите на следующий вопрос : какие из данных слов подходят к тексту?
- Сейчас я вам прочитаю текст, вы внимательно послушайте, подумайте, а потом ответите на следующий вопрос : какие из данных слов подходят к тексту?
-Ребята, какие же слова
подходят к рассказу?
- А почему вы так решили? Докажите.?
- А почему вы так решили? Докажите.?
10. Самостоятельное
чтение произведения
( Дети
читают текст самостоятельно. )
- Ребята, глазками прочитайте рассказ самостоятельно, чтобы смогли ответить на мои вопросы.
- Ребята, глазками прочитайте рассказ самостоятельно, чтобы смогли ответить на мои вопросы.
11.
Вторичное
восприятие текста с предварительным заданием
- Ребята, мы сейчас еще раз прочитаем текст, а вы подумайте и скажите : быстро ли мальчик пришел на помощь старушке, или ему нужно было время для раздумывания?
( Текст читают "цепочкой, по предложению" хорошо читающие дети. )
- Ребята, мы сейчас еще раз прочитаем текст, а вы подумайте и скажите : быстро ли мальчик пришел на помощь старушке, или ему нужно было время для раздумывания?
( Текст читают "цепочкой, по предложению" хорошо читающие дети. )
12.
Работа по содержанию
текста:
Вопросы учителя.
- Ребята, быстро ли мальчик пришел на помощь старушке, или он раздумывал?
- Докажите! Найдите в тексте слова, которые подтверждают, что мальчик не раздумывал.
- Ребята, а что означает слово " бросился" ? Как вы его понимаете?
- Ребята, а как вы думаете, чему удивилась девочка?
- А старушка кем-то приходилась мальчику : тетей, мамой, бабушкой?
- Так, чему же удивилась девочка?
- Ребята, быстро ли мальчик пришел на помощь старушке, или он раздумывал?
- Докажите! Найдите в тексте слова, которые подтверждают, что мальчик не раздумывал.
- Ребята, а что означает слово " бросился" ? Как вы его понимаете?
- Ребята, а как вы думаете, чему удивилась девочка?
- А старушка кем-то приходилась мальчику : тетей, мамой, бабушкой?
- Так, чему же удивилась девочка?
- Ребята, посмотрите на иллюстрацию в учебнике.
Найдите отрывок из текста, который подходит к картинке.
- Назовите героев рассказа.
- На доске написаны слова (показываю их, читаю), опишите героев рассказа, используя эти слова.
- А почему слова вы распределили именно таким образом? Докажите.
- А сами вы можете добавить еще какие-то слова для описания героев?
- Назовите героев рассказа.
- На доске написаны слова (показываю их, читаю), опишите героев рассказа, используя эти слова.
- А почему слова вы распределили именно таким образом? Докажите.
- А сами вы можете добавить еще какие-то слова для описания героев?
Вопросы учителя.
- Ребята, найдите в тексте диалог детей.
- Ребята, если бы мы сейчас были в театре и решили поставить спектакль по этому отрывку, сколько бы героев нам понадобилось?
- А кто из героев нам был бы необходим?
- А автор?
- Но, сейчас я попрошу вас прочитать этот отрывок по ролям. Сколько героев – детей нам нужны?
- Почему?
- Как, с какой интонацией мы будем читать за мальчика?
- Почему торопливо?
- Как, с какой интонацией будем читать за девочку?
- А почему именно так?
- Ребята, найдите в тексте диалог детей.
- Ребята, если бы мы сейчас были в театре и решили поставить спектакль по этому отрывку, сколько бы героев нам понадобилось?
- А кто из героев нам был бы необходим?
- А автор?
- Но, сейчас я попрошу вас прочитать этот отрывок по ролям. Сколько героев – детей нам нужны?
- Почему?
- Как, с какой интонацией мы будем читать за мальчика?
- Почему торопливо?
- Как, с какой интонацией будем читать за девочку?
- А почему именно так?
14.
( Ребята читают группами по три человека. Количество прочитавших зависит от того, сколько времени остается до окончания урока.)
- Молодцы! Хорошо у вас получилось!
( Ребята читают группами по три человека. Количество прочитавших зависит от того, сколько времени остается до окончания урока.)
- Молодцы! Хорошо у вас получилось!
15.
- Дети, прочитайте пословицы, данные на доске. ( " Минута час бережет", " Жизнь дана на добрые дела", " Куда ни придет, ссору заведет" )
- Как вы думаете, какая из пословиц подходит к рассказу? ( " Жизнь дана на добрые дела")
- Почему? Докажите. ( В жизни всем нам нужно делать добрые дела, тогда и жизнь будет лучше, и люди добрее.)
- Дети, прочитайте пословицы, данные на доске. ( " Минута час бережет", " Жизнь дана на добрые дела", " Куда ни придет, ссору заведет" )
- Как вы думаете, какая из пословиц подходит к рассказу? ( " Жизнь дана на добрые дела")
- Почему? Докажите. ( В жизни всем нам нужно делать добрые дела, тогда и жизнь будет лучше, и люди добрее.)
16.
- Итак, с каким рассказом и стихотворением мы сегодня познакомились
- О чем они?
- Итак, с каким рассказом и стихотворением мы сегодня познакомились
- О чем они?
- Какими нам с вами нужно быть?
- А как все эти качества можно назвать одним словом?
- А как все эти качества можно назвать одним словом?
17.
- Молодцы! Вы очень хорошо поработали сегодня на уроке. А теперь откроем дневники, запишем домашнее задание. ( Дети самостоятельно с доски списывают домашнее задание, после чего учитель поясняет, что и как нужно сделать.)
- Молодцы! Вы очень хорошо поработали сегодня на уроке. А теперь откроем дневники, запишем домашнее задание. ( Дети самостоятельно с доски списывают домашнее задание, после чего учитель поясняет, что и как нужно сделать.)
Комментариев нет:
Отправить комментарий